Волчек Ирина Евгеньевна
Психоаналитическая психотерапия со школьниками
Психоаналитическая психотерапия так же как и классический психоанализ, базируется на принципе психического детерминизма, который означает, что все мысли, чувства и поведенческие реакции человека имеют несознательное происхождение. Несознательное человека формируется с самого рождения в процессе взаимодействия и взаимоотношений младенца со значимыми людьми. Психика маленького ребенка часто просто не в состоянии «переварить» наполненные эмоциями и переживаниями события детства. Так формируется неинтегрированный, в основном довербальный, опыт, который позднее проявляется различными симптомами у детей, заставляющими беспокоиться родителей. Для психоаналитически ориентированного психолога симптомами непережитых и неосознанных переживаний ребенка школьного возраста являются нижеследующие особенности поведения и личностного развития:
* снижение или отсутствие мотивации к учебной и творческой деятельности;
* нестабильное психоэмоциональное состояние – частые смены настроения, плаксивость, обидчивость, истерики и неспособность сдерживать эмоции;
* школьная тревожность, охватывающее чувство беспокойства;
* неспособность сосредоточиться на деятельности и долго удерживать внимание; гиперактивность;
* агрессивное, провокационное и антисоциальное поведение;
* излишняя застенчивость, стеснительность, неуверенность в себе;
* нарушение самооценки как в сторону занижения, так и завышения.
Психоаналитическая терапия не направлена на борьбу с какой-либо чертой характера или определенным паттерном поведения, как, например, бихевиористская или когнитивная психотерапия, а нацелена на восстановление естественного и нормального хода психоэмоционального развития, который был нарушен каким-либо травматическим опытом или внутренним конфликтом. Это значит, что психоаналитически ориентированный психолог работает с внутренним субъективным миром человека, с его фантазиями, чувствами и желаниями, помогая познавать себя и отношения со своими внутренними объектами.
Субъективный мир ребенка-школьника – это мир, который непросто устроен, поскольку лишь верхний слой этого мира открыт для наблюдения. Взрослый может лишь прикоснуться и попытаться понять его, отмечая сознательные ценности и установки школьника. Но под этим внешним слоем существуют неосознанные фантазии и мысли, свободные от социальных норм и запретов, которые управляются полностью неосознанными желаниями и чувствами. Эта часть психики, получившая в психоанализе название несознательное, полностью недоступна сознанию, но влияет на поступки и поведение человека. Неслучайно же, что народная мудрость гласит: «Суди о человеке не по его словам, а по его поступкам». А поступки детей или иногда отсутствие поступков часто пугают или заставляют беспокоиться как родителей, так и учителей.
Понять глубину и содержание несознательного уровня субъективного мира школьника возможно лишь взрослому, не только имеющему достаточно времени и возможности наблюдать за ребенком и быть с ним в эмоциональном контакте, но признающему и осознающему свои собственные неодобряемые социумом желания и эмоции.
Работа с психоаналитически ориентированным психологом помогает школьнику познать свое несознательное, свой субъективный мир, принять и пережить множество разных чувств и аффектов, и, таким образом, овладеть способностью контролировать и управлять своими эмоциями и желаниями. Разрешение внутренних конфликтов дает силу и энергию на полноценную учебную и творческую деятельность школьнику.
В процессе терапии улучшаются способности восприятия и запоминания различного материала, усложняются процессы анализа, синтеза и логики, усовершенствуется деятельность высших психических функций.
Отмечается ослабление комплексов и зажимов у стеснительных и отстраненных детей, улучшается их социальная интеграция. Нормализуется поведение у детей с гиперактивным и агрессивным поведением - такие дети обучаются умению признавать и контролировать свои чувства и реакции. В любом случае, личность школьника развивается и укрепляется в социальном плане - школьник открывает в себе ценные моральные качества: способность любить, уважать, считаться с мнением и чувствами других людей, умение благодарить и ценить другого.
Однако, такая работа не бывает скоротечной, поскольку она строится на работе с переносом и контр-переносом– то есть анализе взаимоотношений пациента с терапевтом. В процессе психоаналитической терапии опыт отношений ребенка со значимыми фигурами его жизни воспроизводится в отношениях со специалистом, активизируются специфические свойственные каждому тревоги и болезненные конфликты. Соответственно, становится возможным проработать со школьником все его чувства и отношения с родителями, учителями и сверстниками, в том числе и негативные, неприемлемые обществом.
Как следствие, школьнику удается осознать особенности собственного психического функционирования и взаимоотношения с близкими, учителями и друзьями и овладеть своими аффектами и переживаниями, и, соответственно, научиться выстраивать адекватные отношения с другими.
Необходимо отметить, что работа в рамках психоаналитической терапии возможна исключительно по желанию школьника и при осознании им своих собственных «проблемных моментов». Выполнять коррекцию поведения или личностных особенностей ребенка по запросу учителей или родителей без согласия самого школьника не представляется возможным в силу особенностей психоаналитической техники.
© Ассоциация " Просто Вместе".