Лукаш Лилия Анатольевна
Сила взрослого и наказание ребенка
Лукаш Лилия Анатольевна,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры социально-психологической безопасности личности НОУ
ВПО «Институт психологии и педагогики»,
психолог-психотерапевт,
г. Москва
http://psy-workshop.ru
Как практикующего психолога меня часто спрашивают: «Наказывать ли ребенка, когда он балуется или грубит?» «Бить или не бить, когда он специально нарушает установленные правила или выводит из себя?». Это непростые вопросы в воспитании. И то, что мы наказываем своих детей – это возможность очертить границы принятого и непринятого в обществе. Это власть родителя с ее позитивным значением.
Взрослый отвечает за то, какой человек из ребенка получится – добрый, отзывчивый, агрессивный, невротичный и т.д… И именно взрослый (родитель) должен быть сильным и целеустремленным. Сила - это не телесное противостояние, когда ребенка бьют. Сильным может быть голос (но не крик взрослого от бессилия), требование (и четкие обозначения, что будет, если это требование не выполнится), сильным может быть и наказание (но не то, в котором ребенок «теряет себя» от ужаса).
Психологически сильный взрослый – это основа безопасности ребенка. «Значит, на мою маму (папу) можно опираться, значит она (он) может защитить меня, когда будут нарушать правила другие» - эти детские выводы должны быть. Способствуют их формированию, помимо системы поощрения, помимо ласк и поддержки - наказания. Главное, чтобы любовь в этих наказаниях не терялась ни с одной стороны.
Действительно, должна быть система наказаний и поощрений. И с поощрениями, как говорят родители, «как-то проще», поэтому остановлюсь здесь на системе наказаний: что это за система и каковы к ней требования.
Системой называют взаимосвязанные между собой элементы. Для системы наказания должны быть характерны: устойчивость, четкость, внутреннее разнообразие приемлемых для вашего ребенка способов, связанных между собой целью воспитания и развития.
Взрослым, которые окружают ребенка и активно участвуют в его воспитании, надо обозначить одинаковые для всех цели воспитания, а также
1
границы дозволенного/недозволенного. Эти цели должны соответствовать возрасту и индивидуальности ребенка, а требования четкими и понятными для него. Нельзя допускать, чтобы бабушка все позволяла, а мама или папа после бабушки наказывали за то, что ему до этого разрешалось или наоборот. «Почему так?», «Мама злая, а бабушка хорошая?» - этими для себя сложными вопросами начинает мучится ваш малыш, искренне не понимая противоречивые действия близких для него людей.
Устойчивость – это неизменность, основательность всех значимых для семьи «нельзя». Например, нельзя хамить старшему, и это касается любого возраста. Нельзя бить маленьких, и это касается всех – от мала до велика. Интересно, что родители это правило вводят в систему ценностей малыша, а сами, порой младшего (своего ребенка) бьют. И это уже неустойчивость системы наказания.
Какие требования необходимо четко сформулировать и удерживать взрослому? Думаю, что стоит взять в руки лист бумаги и попробовать их вам самим сформулировать. Что обычно нельзя? Нельзя бить взрослых, и это прививается ребенку буквально с года, когда возникают первые эмоциональные реакции протеста: ну очень хочется малышу ущипнуть «вредную маму». Нельзя нарушать правила поведения в обществе, соответствующие возрасту. Например, в три года кричать на улице «я хочу!» еще позволительно, а вот в 7-8 - уже нет, и воспринимается как избалованность или задержка в психическом развитии. В два года еще можно говорить «дай», а в 6 – только с «пожалуйста» … Главное, чтобы в своем непосредственном общении взрослые и сами эти требования выполняли.
Когда нарушаются требования и правила семьи, что чаще используют в качестве наказания родители? По-разному, но их тоже, на мой взгляд, стоит прописать. Это позволит четко обозначить весь спектр наказаний, применяемый взрослыми к вашему ребенку. Четкость в представлениях и мыслях взрослых позволяет выдерживать одну линию, быть последовательными, формирует четкость требований в восприятии самого ребенка.
До наказания рекомендуется применять «Правило трех предупреждений»: «я три раза тебя предупреждаю, а потом накажу…». Что формирует это правило? Возможность «медленно остановиться» и перестроить свое поведение с учетом требований. Действительно, не так просто детям сразу «взять и прекратить!», как требуют от них родители. Это связано и с возрастными особенностями (уровень развития произвольности), и с трудным отказом от желания сделать то, что очень хочется (фрустрация потребности).
2
Наказание – это всегда лишение чего-то. Лишение игрушек, подарка, внимания взрослого, пространства и подвижности (когда, например, ставят ребенка в угол), лишение удовольствий (компьютера, прогулки и т.п.). Главное, чтобы ребенок мог понять справедливость этого лишения, а родители выдерживали напряжение, связанное с эмоциями и реакциями ребенка на эти лишения. И, хорошо бы, чтобы ребенок продолжал чувствовать себя при этом любимым и единственным.
Бить или не бить – вам решать, но, сколько я помню родителей, обращавшихся за психологической помощью, битье ребенка сопровождается огромным чувством вины, потом – жалостью и стремлением искупить свою родительскую слабость, что не нашли других способов, кроме как физической силы против любимого сына (дочки). В желании «искупить» все, что требовалось ранее, теряется. Ребенок начинает чувствовать свою силу над родителем, и все переворачивается «с ног на голову»: возникают способы манипулирования взрослым, обесценивание требований и правил, принятых в семье, в обществе.
Что же делать, если все способы наказания перепробовали, а ребенок продолжает недозволительно себя вести? Присмотритесь к своей семье. Кто в ней сильный? Как удерживается эта сила? Почему ребенок слушается папу и не слушается дедушку? Попробуйте, если вы «сорвались», проанализировать: действительно ли вы исчерпали все возможные средства? Действительно ли нельзя было наказать по-другому? Возможно, что ваш арсенал наказаний беден. В таком случае – лучше обратиться к специалисту-психологу. Психолог проведет тестирование, определит причины «плохого» поведения ребенка, подскажет, в чем и почему вы не уверены и не последовательны в воспитании.
В завершении статьи хочется отметить, что любовь родителей сильна и безгранична. Есть много неизведанных и интересных дорог в воспитании, полезных способов присвоения культуры и норм поведения. Хотелось бы пожелать вам родительской мудрости, терпения, выдержки, а вашим детям – вашей сильной и безграничной любви.
© Ассоциация " Просто Вместе".