Лукаш Лилия Анатольевна
Как помочь ребенку преодолеть страхи?
Лукаш Лилия Анатольевна,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры социально-психологической безопасности личности НОУ
ВПО «Институт психологии и педагогики»,
психолог-психотерапевт,
г. Москва
http://psy-workshop.ru
Проблема страхов давно входит в круг тех трудностей, которые преодолевать непросто. Страхи есть реальные и невротические; конструктивные и патологические; детские и взрослые и т.п. Классификаций много, но не всегда можно найти ответ на вопрос «Что делать со страхом?». Чаще всего время появления страхов – это детство. И здесь речь пойдет именно о детских страхах. Есть немало исследований психологов, педагогов, медиков, в которых рассматриваются возможные причины и виды страхов. Это работы А.П. Захарова, А.С. Спиваковской, М.А. Панфиловой и других.
И все ж, вопросы «что делать, когда ребенку страшно?», «когда он просыпается и кричит?», или «прячется за взрослого при виде собаки, кошки..», «надо ли преодолевать страхи?» и «как помочь в этом преодолении?» остаются у современных родителей. Попробуем еще раз разобраться в возможных вариантах помощи ребенку.
Страхи возрастные появляются в соответствии с этапами развития мышления, воображения, личности. У детей - это страхи животных, канализационных труб и отверстий, страхи сказочных персонажей, страхи смерти и т.п.
У детей могут быть охранительные страхи, которые проявляются через напряжение и замирание организма после внезапного сильного раздражителя. Для ребенка – это может быть салют, громкий и резкий голос взрослого (например, воспитателя). В ситуациях, когда ребенок вздрогнул и заплакал от внезапного звука, обязательно рекомендуется его обнять, погладить и успокоить. Необходимо объяснить, что это за звук был, как он образуется. Если удастся ребенку увидеть как это получается, а еще лучше – попробовать (например – устроить маленький салют для мишки), то излишнее напряжение сменится интересом и активностью.
Страхи невротические –это страхи, поддерживаемые неправильными реакциями взрослого (например, повторение подобных ситуаций, обесценивание реакций ребенка, невнимательность к его напряженности и т.п.) и закрепленные в жизнь. К сожалению, эти страхи тянутся годами и мешают человеку жить полноценной жизнью. Для их коррекции нужна неоднократная психотерапевтическая работа.
Страхи патологические связаны с особенностями развития нервной системы, головного мозга и формированием личности. Так, более склонны к страхам дети с аутизмом, с гипервозбудимостью, внутричерепным давлением и т.п. Эти страхи приводят к тикам, заиканию, навязчивым движениям и другим серьезным последствиям. Таким детям необходимы различные варианты и способы родительской поддержки, но этого мало. Потребуется дополнительная помощь психолога, невролога, психоневролога.
Могут быть различные классификации страхов и варианты работы с ними. Есть те средства и способы, которые применимы в домашних условиях, а есть те технологии, которые применяются в только в групповой работе или в работе с семьей, как системой, где страхи выполняют важные, как бы это не удивительно звучало, функции. С подобными программами работают психологи и психотерапевты (например, занятия в детско-родительских группах «Мир без тревог и страхов» см сайт http://psy-workshop.ru).
Что рекомендуют предпринимать родителям?
В любом из указанных видов страха есть варианты помощи и поддержки ребенка. Ваша внимательность, неторопливость, понимание того, что ребенку плохо – это основное правило!
Итак, рекомендации от психолога:
1. Обсуждайте с ребенком того, что он боится и как. Постарайтесь рассказать ребенку интересные истории о пугающем объекте (Кто такой домовой? Откуда он появился в сказках?). Перед тем, как говорить с ребенком, можно почитать, а потом ему пересказать тексты В.И. Даля из книги «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа».
2. Страхи надо проживать. Помогают в этом ребенку различные детские рассказы, мультфильмы, где герои боятся и преодолевают эти страшные трудности. А вот сказки не все подходят. Так, дети до 5-ти лет не любят сказок-фильмов с людьми, изображающими злых героев, часто отказываются смотреть до конца (например, в 5 лет пугает сказка «Марья-Искусница»). Из помогающих книг взрослому и ребенку можно вспомнить здесь «Жила-была девочка, похожая не тебя» Д. Бретт. Из фильмов, которые нравятся детям вспомним тут
«Приключения желтого чемоданчика» (после просмотра этого фильма, можно на ночь «специальные» конфеты давать).
3. Рекомендуется находить всевозможные средства, которые могут помочь, когда станет страшно. Это могут быть различные герои-игрушки, детский игрушечный меч, Фея-волшебница или домашние животные («кошки защищают от злых духов»). Лучше оставлять включенным светильник, если ребенок этого просит. Потом, постепенно, этот светильник взрослый перемещает от изголовья кроватки к двери комнаты, далее – к коридору, затем – к самому дальнему углу квартиры. Главное, чтобы ребенок учился находить средства, помогающие преодолевать ночные кошмары и быть сильным, самостоятельным. Так, включив лампочку, он уже смог сам что-то сделать.
4. К помогающим средствам относится введение психотерапевтической игрушки, «волшебных» конфет, «магических» предметов. Главное, чтобы эти объекты появлялись только перед сном или опасной для ребенка ситуацией. Ребенок не должен ими играть целый день, иначе они потеряют свою значимость в помощи по преодолению страхов.
5. Нельзя высмеивать детские страхи. Вспомните, чего вы боялись в детстве сами, и что вам больше всего помогало? Конечно же понимание родителей!
6. Важно «вытаскивать» страхи наружу через разговоры, рисунки, поделки, маски. Неприятные переживания уходят, если о них говорить, а не прятать внутрь.
7. Попробуйте поиграть в такие игры, где ребенок будет вас пугать сам, а вы боятся. На боящегося полезно посмотреть со стороны, а самому при этом побыть «в шкуре» этого страха.
8. Если страхи не проходят, или вы не уверены в своих действиях, лучше прийти к психологу и начать работать в группе, где ребенок увидит, что он не один, такие дети есть, а рядом их взрослые, любящие родители. Через психологические игры, через подражание и интерес, ребенок обретет большую уверенность в своих силах и узнает, что делать, когда страшно.
9. Ребенок должен знать, что все нормально, что он растет и учиться быть смелым и умным. Эту уверенность ему должны дать самые близкие ему взрослые – родители. Словами, взглядом, объятиями передавайте малышу, что он – «самый-самый», «умный», «красивый», «смелый».
10. Давайте возможность преодолевать препятствия и гордиться достижениями. Пусть будут ситуации, где ребенок рискует, совершает какие-либо пусть маленькие, но новые подвиги-преодоления (перепрыгнуть через лужу, пройти с закрытыми
глазами, нырнуть в воду и т.п.). Важно, чтобы рядом были мама или папа, которые восхищаются новым умениям и самостоятельности малыша: «Ну ты и смелый!», «Я б так не смог!».
Все эти способы можно обобщить - это адекватные возрасту условия развития; гармония в детско-родительских отношениях; проживание страхов через различные сказки, мультфильмы, рассказы; работа с телесным напряжением и зажимами; развитие самооценки и обретение уверенности в себе.
В норме детские страхи – это показатель развития интеллекта ребенка и его социальной адаптированности. В неврозе и психопатологии – это свидетельство перевозбуждения нервной системы, неправильного формирования характера, задержки или деформации интеллектуального развития, нарушений детско-родительских отношений. В норме с переходом на новый этап развития возрастные страхи уходят.
Желаю вам и вашему ребенку успехов на пути преодоления страхов!
Лукаш Л.А.
© Ассоциация " Просто Вместе".