Бурцева Ксения Николаевна
Почему у детей такой интерес к компьютерным играм?
В наш век технологий практически каждый ребенок увлечен компьютерными играми. У родителей порой создается впечатление, что если бы не их контроль, дети бы вообще играли целыми днями напролет. Замечая, что их ребенка как магнитом тянет снова и снова играть, мамы и папы ограничивают, запрещают, или пользуются детским увлечением, как рычагом для манипуляций.А в голову закрадывается тревожная мысль: может это зависимость?
Давайте же разберемся, что собой представляют компьютерные игры для детей.
Любое действие человека направлено на удовлетворение какой-либо потребности. Если увидеть, какую потребность удовлетворяет ваш ребенок, играя в компьютер, и удовлетворить эту потребность другим способом, непреодолимое желание ребенка играть уменьшится, а компьютер можно будет использовать с пользой, например для получения информации и обучения.
• Вполне понятно, что играть в компьютер интересно, это может быть приятным досугом, хорошим развлечением, способом отвлечься от дел, отдохнуть, получить удовольствие. Действительно, компьютерная игра может содержать в себе и интересный захватывающий фантастический сюжет, и динамическое развитие событий, и красочную визуализацию, в чем, к сожалению, и проигрывают компьютеру так любимые нами книги.
Таким образом, получает удовлетворение потребность в удовольствии и отдыхе. Детям бывает сложнее, чем взрослым придумать для себя занятие. Если им нечего делать, они испытывают скуку, начинают грустить. Компьютерные игры быстро справляются с этой проблемой.
• Следующее немаловажное обстоятельство, что ребенок становится соавтором происходящего. В компьютерной игре он – герой, там он обладает сверхспособностями, раз, за разом преодолевая препятствия.
Таким образом, удовлетворяется потребность управлять ситуацией, самому контролировать происходящее, чувствовать себя «крутым», принимать решения, справляться с трудностями.
• В компьютерной игре ребенок обычно выбирает себе героя (кем он будет ходить), или сам создает его.
В данном случае может реализоватьсяпотребность встретиться со своими чувствами, прожить их. Я, как практикующий психолог, часто встречаюсь с тем, что человеку бывает трудно понять себя, свои чувства. И тогда я предлагаю или нарисовать или выбрать карточки с различными изображениями. Тогда происходящее с человеком становится более понятным, наглядным. И если он выбрал огнедышащих драконов, ему легче будет понять, что он зол, а если картинку с дождем, легче увидеть свою грусть. И если для взрослых это бывает несколько неожиданно, то для детей естественно выражать свои чувства через рисунки, поделки, а теперь и через компьютерных героев!
Итак, это может быть выбор образа, который чем-то напоминает ребенку его самого, или выбор того, кем он хотел бы стать. В первом случае удовлетворяется потребность выразить и прожить чувства, которые он испытывает, во втором психика стремится к самоисцелению, и он пытается путем идентификации с кем-то сильным, справиться с ситуацией, реализоватьпотребность вдополнительном ресурсе.
• Теперь, в играх в сети есть еще и общение. То есть удовлетворяется потребность в общении с единомышленниками, со сверстниками, с теми, кто понимает. И это общение проходит гораздо проще, чем в реальном мире.
• Выбирая игру или стратегию действий в игре, ребенок выбирает и образ действий. Это может быть постройка объектов, забота о ком-то или нападение и агрессия. Таким образом, так же удовлетворяется потребность прожить свои чувства, выразить через действие, «отыграть». Если ребенок жаждет заботы, то он может играть в игры, где будет строить семью, растить животных. Если злится, в нем накопилось недовольство, то игры будут более агрессивными, или во время игры он будет выбирать не дружбу, а нападение. А если ребенок играет в страшилки, то, скорее всего, он пытается прожить и победить мучающий его страх.
Итак, игру можно рассмотреть, как метафору, которая повторяет как происходящее с ребенком, так и его чувства. И часто родители, действительно замечают, что агрессивный ребенок играет в агрессивные игры, а тот, кто боится в страшные. Но думают, что именно игры делают ребенка таким. Но если внутри ребенка нет потребности встречаться с этими чувствами, то он, столкнувшись «не с той игрой», сам быстро покинет ее, возможно, конечно, успев разок испугаться или разозлиться.
И если говорить о зависимости от игр, то зависимость не появляется просто так. Зависимость действительно характеризуется непреодолимостью влечения, не поддается контролю. Но это такое действие, которое облегчаетвнутреннее неудовлетворительное состояние, поэтому к этому действию прибегают вновь и вновь. Если ребенок чувствует себя довольным и счастливым, то никакая зависимость не возникнет. Будет просто способ развлечься.
Что же делать, если проблема все таки есть?
1. Поговорите с ребенком. Спросите, что его беспокоит. Постарайтесь не обесценивать его проблемы, даже, если они кажутся не серьезными. Раз он говорит, значит для него важно.
2. Старайтесь проводить с ребенком больше времени. Это не касается совместных дел, таких, как уроки. Старайтесь вместе найти время для удовольствий, чтобы эта потребность удовлетворялась разными способами, а вы стали ближе.
3. Посмотрите, не слишком ли вы контролируете ребенка. Дома он имеет возможность выбирать, принимать решения, имеет ли право голоса? Может только в игре, он может быть значимым? Постарайтесь понять, ваш контроль нужен ему, или на самом деле вам так спокойнее? Или может в вашей семье что-то идет не так, и ребенок чувствует тревогу от непредсказуемости. Тогда его игра-лишь попытка с этим справиться. А ваша задача исправлять остальное.
4. Относитесь внимательно и уважительно к чувствам ребенка. Сочувствуйте ему. Помните, что сами чувства (их сила и наличие) практически не поддаются контролю. Они просто дают информацию человеку о его отношении к тем или иным ситуациям. Пытаться контролировать можно лишь способ их выражения. Т.е. ребенок не перестанет бояться, например, темноты, если вы скажете, что мальчики не должны бояться. Возможно, он спрячет эти чувства от вас, но страх не исчезнет. Тогда он останется с этим один на один, и его будет тянуть к компьютеру, чтобы «отыграть» эти чувства.
5. Обратите внимание на ваше общение с ребенком, а так же на его общение со сверстниками. Не испытывает ли он трудности в общении. Возможно, ему просто вас не хватает, а может, он стеснителен и зажат?
6. Попробуйте наладить с ним контакт, поговорите на интересующие его темы. Не обесценивайте его увлечения, поговорите о его играх, расспросите, как он играет, каких выбирает героев, какие игры ему нравятся. Это поможет вам сблизиться, и если вы будете внимательны, вы получите много информации о своем ребенке, используя приведенные выше примеры.
7. Если у вас все получится, тяга ребенка к компьютеру будет становиться менее интенсивной, и вам будет проще установить простые правила, касающиеся времени, которое ребенок будет проводить за игрой. Обсудите это с ребенком тоже, посочувствуйте, если он будет расстроен ограничением, но спокойно объясните, что при пользовании компьютером необходимо учитывать рекомендации, касающиеся здоровья.
Если же вам не удается самостоятельно разобраться с данной проблемой, а причины беспокойства ребенка не так очевидны, обращайтесь к детскому психологу, и он поможет вам лучше понять своего ребенка, а значит увидеть, как ему помочь.
Бурцева Ксения
© 2007-2008. Ассоциация " Просто Вместе".