Бурцева Ксения Николаевна
Психологические причины нарушения питания у детей.
Подавляющее большинство родителей переживают по поводу того, что, как и когда едят их дети. Действительно, правильное питание залог здоровья. И причина наших родительских переживаний, как раз и состоит в том, что мы хотим вырастить своих детей здоровыми. Однако, некоторые формы родительских воздействий, даже которые не связаны с питанием, могут моделировать обратный эффект, приводя к нарушению пищевого поведения.
Всем понятно, что потребность в пище - это естественная, жизненно необходимая потребность человека. К нарушениям пищевого поведения относятся: недостаточное питание, приводящее к истощению организма; чрезмерное поглощение пищи, при котором, напротив, возникают проблемы с лишним весом; а так же зависимость от постоянного жевания чего-нибудь вкусненького, что так же несет вред здоровью.
Все эти проблемы, помимо всего прочего, имеют психологическую подоплеку.
Когда у человека не удовлетворяется какая-то важная потребность, то можно сказать, что он тоже испытывает некий голод. Если ребенок испытывает эмоциональную пустоту, имеет «голод» по любви, принятию, безопасности, общению, значимости (весомости), и при невозможности восполнить этот дефицит напрямую, он может научиться использовать замену, пытаясь удовлетворить психологический голод едой, и набирает лишний вес.
Постоянное жевание является своеобразной защитной реакцией на сложные обстоятельства, и нужно понимать, что если убрать просто переедание, но не менять ситуацию, значит лишить ребенка привычной защиты. Если ребенок расстроен, переживает стресс, то он может интуитивно тянуться к еде, как в младенчестве, когда припав к материнской груди, он получал питание, утешение и защиту.
Особенность еды заключается в том, что она способна изменить неудовлетворительное эмоциональное состояние, выступая в качестве своеобразного антидепрессанта. Особенно всякие вкусности и вредности, с ярким вкусом способны заставить забыть обо всем на свете, так какинтенсивность вкусового ощущениязависит от концентрации усилителей вкуса, сахара, соли и приправ. А если прибегать к помощи вкусностей регулярно, то вкусовые рецепторы перестраиваются, более нейтральные вкусы уже не приносят столько удовольствия, и формируется своеобразная зависимость.
Важно помнить - если удовлетворять только физиологический голод, то есть потребность организма в восполнении энергии, лишний вес не появится. Вкусностей требует не желудок, эта потребность идет от «головы».
Причины плохого аппетита.
Стрессы, недомогания, плохое настроение могут снижать аппетит, и притуплять чувство голода.
Но если ребенка кормить насильно, то по принципу формирования условного рефлекса может закрепиться ассоциативная связь между принятием пищи и негативными эмоциями, которые испытывает при этом ребенок. Такое воздействие только приведет к тому, что ребенок вообще не будет любить есть.
А в более старшем возрасте причиной ограничения себя в еде может стать низкая самооценка, которая в подростковом возрасте тесно связана с отношением к своему телу.
Проблемы с питанием легче предупредить, чем потом от них избавляться. Чтобы не вызвать по отношению к еде отрицательные эмоции и не спровоцировать пищевые нарушения важно придерживаться следующих правил:
• Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком много или слишком мало ест, попробуйте разобраться и понять в чем причина. Тогда чтобы справиться с нарушением в пищевом поведении ребенка, необходимо будет решить изначальную проблему.
• Не стоит кормить детей насильно, старайтесь нагулять аппетит. Прием пищи должен приносить ребенку удовольствие. Красиво оформленное блюдо увеличивает аппетит.
Не стоит так же заставлять доедать все из своей тарелки, если ребенок наелся.
• Не наказывайте ребенка едой, лишая его еды или заставляя что-то есть.
• Нельзя наказывать детей за то, что они не хотят есть. Планируйте распорядок питания, чтобы ребенок успевал проголодаться. Помните, что перекусы тоже способны вызвать чувство сытости.
• Не приучайте ребенка «заедать и «запивать» неприятности. Любое негативное чувство должно находить выражение напрямую, а не исчезать вместе с засунутой в рот конфетой.
• Отношение в семье к еде должно быть уважительным, но без возведения ее в культ. Не переводите проявления своего внимания и заботы только на еду, вместо совместного времяпровождения и выражения любви, покупая ребенку вкусности.
• Забирая ребенка из детского садика или школы, спрашивайте его сначала о том, что с ним происходило в течение дня, а потом уже о том, что он ел.
• Ребенок должен чувствовать, что он любим независимо от того как, когда и сколько он поел, что он важнее, чем еда, ситуации и обстоятельства с ней связанные.
• Оказать губительное влияние могут высказывания по поводу внешности ребенка. Не стоит обсуждать его худобу, полноту, или любые другие физические особенности. Строить прогнозы, каким он вырастит (толстым или худым), и связывать это с тем, что его не полюбят, или будут негативно к нему относиться. Не придавайте особого смысла идеальной внешности.
• Самой первой профилактикой нарушения пищевого поведения, так же является счастливый грудничковый период, когда питание действительно является самым важным процессом. Идеальный вариант - продолжительное грудное вскармливание «по требованию», с постепенным, не травматичным отучением от груди. Если мама кормит малыша из бутылочки, важно не забывать про эмоциональный контакт во время кормления.
Бурцева Ксения
© 2007-2008. Ассоциация " Просто Вместе".