Тихонова Валентина Ивановна
Развитие собственного чувства Я у ребенка
«Изменения наступают тогда,
когда человек приходит к тому,
каков он есть, а не тогда,
когда он пытается быть не тем,
кем является».
Арнольд Вайзер.
Ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка ребенка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду.
Дети с низкой самооценкой нуждаются во многих формах актив¬ности, включая приобретение опыта анализа сходства и различия между ними и другими объектами, между животными и людьми, между фруктами и овощами. За счет осознания значимости различий они могут начать по-другому оценивать себя, а также видеть других в новом свете, лучше сближаться с ними.
Чтобы стимулировать развитие у ребенка чувства собственного Я родителям необходимо:
• Слушать, признавать и принимать чувства ребенка.
• Относиться к нему с уважением. Принимать его таким, какой он есть.
• Использовать поощрения применительно к ситуации.
• Быть честным с ребенком.
• Использовать обращения, начинающиеся словом «я», предпо¬чтительнее, чем начинающиеся словом «ты».
• Делать только конкретные замечания; не использовать выра¬жения типа «Ты всегда...» или «Ты никогда...».
• Предоставить ребенку возможность брать на себя ответственность, быть независимым и иметь свободу выбора. Хотя ребенок и нуждается в последовательности, правилах и контроле, ему еще более необходимо жизненное пространство, в котором он может научиться управлять своей собственной жизнью.
• Следует привлекать ребенка к решению проблем и принятию решений, касающихся его собственной жизни, уважать его чувства, потребности, желания, предложения, разумные решения.
• Предоставлять ребенку возможность экспериментировать, удовлетворять свои интересы, проявлять или не проявлять свои творческие способности.
• Помнить о принципе неповторимости: ребенок прекрасен и изумителен в своей неповторимости, даже если его уникальность сильно отличается от Вашей.
• Быть для ребенка хорошим примером: быть о себе достаточно высокого мнения, действовать, исходя из своих интересов.
• Реализовать подход: ценить самого себя — это хорошо. Прекрасно испытывать чувство удовлетворения от своих достижений. Хорошо находить что-либо приятное для себя.
• Избегать назидательности, многочисленных «Ты должен бы...» и ненужных советов.
• Принимать ребенка всерьез. Считаться с его суждениями: ребенок сам знает, когда он голоден, а когда нет.
Осознавание своего тела — основное условие для ясного ощущения своего Я. Образ тела — важный аспект самопризнания. Большинство детей с отрицательной Я-концепцией не испытывают ощущения близости со своим телом, когда что-нибудь делают. В этой связи полезны занятия с автопортретом, наблюдения за собой в зеркале, разговор со своим изображением в зеркале, рассматривание старых фотографий, очерчивания контуров тела на большом листе бумаги, путешествие в фантазиях внутрь своего тела и т. п.
Для того, чтобы помочь ребенку испытывать по отношению к самому себе более положительные чувства, мы должны вернуть его самому себе. Первый и самый существенный шаг на этом пути — это принять чувства, которые он сейчас испытывает: его опустошенность, отчаяние, чувство никчемности, непригодности. Если ребенок принимает эти чувства, он может прийти к новому осознаванию своих чувств, своего тела и своих возможностей. Он может познавать себя и свою неповторимость сам, изнутри, вместо того чтобы судить о себе на основе чужих высказываний, и испытывать чувство удовлетворенности собой: «Это хорошо—быть тем, кто ты есть!».
Подготовила: педагог – психолог Тихонова В.И.
© Ассоциация " Просто Вместе".