Тихонова Валентина Ивановна
Агрессивные фантазии в детском возрасте
«Мы тревожимся о будущем своих детей,
но забываем, что они живут сегодня.
Стейсия Таушер
Фантазии — компонент психической жизни ребенка. Для ребенка воображение практически неотделимо от игры, строится целиком из реальных элементов, почерпнутых из ближайшего окружения, он не отграничивает фантазию от вещей, с которыми играет.
Все чаще звучит тема насилия в фантазиях современных детей. Значительный интерес представляет характер ее влияния на реальное поведение.
В фантазиях реализуются наши тайные желания, неудовлетворенные в реальности.
Выделяют две стороны фантазии. Одна — релаксационная, направленная на снятие агрессивного напряжения, субъективно управляемая и вторая — регрессивная, замыкающая человека в рамках фантастического мира, который воспринимается им как особым образом организованная реальность.
Обе названные стороны фантазии дают о себе знать уже в детском возрасте. Ребенок вплотную сталкивается с проблемой агрессии значительно раньше, чем предполагают взрослые. Его понимание агрессии по-своему специфично и исходит из чувства неудовлетворенности по поводу невозможности реализации элементарных витальных потребностей (в пище, свободе движений и т. д.). С возрастом агрессивная реакция усложняется, приобретая характер действия.
Фантазии ребенка дошкольного возраста структурируются вокруг двух сфер: игры как инструментально-деятельностного начала и взаимоотношений в семье как эмоционально-оценочного. Сфера контактирования со сверстниками в этот период оказывает влияние на формирование фантазий лишь косвенно.
Доказано, что формирование агрессивных фантазий ребенка происходит под непосредственным или опосредованным воздействием увиденных в качестве наблюдателя или лично пережитых реальных сцен насилия. Само насилие воспринимается им как любое действие, препятствующее удовлетворению его спонтанно возникающих желаний и побуждений. Отсюда понятно, что к актам насилия ребенок может относить довольно широкий набор действий, в который включаются даже такие, как лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным тоном.
К наиболее сильным травмирующим факторам относятся физические наказания ребенка, а также психогенные ситуации, воспринимаемые им как разрыв (пусть даже кратковременный) с объектом любви. Подобного рода травмирующие переживания требуют своего выхода. Они могут выливаться в качестве ответной агрессивной реакции непосредственно на лицо, совершившее насилие по отношению к ребенку, но это бывает довольно редко, так как субъект агрессии, как правило, табуирован (мать и отец — «неприкосновенные» лица). В таких случаях травмирующие переживания, накапливаясь, переносятся на других членов семьи, предметы домашнего обихода, одежду, игрушки.
Процесс освобождения от травмирующих переживаний происходит и в игре, которая выступает в таких случаях как ведущее релаксационное средство. В игре ребенок воспроизводит пережитые агрессивные сценарии, стремясь рационализировать их и тем самым снять накопившуюся отрицательную энергию.
Фантазии в дошкольном возрасте, принимая форму фантастических игр, продолжают игры реальные. Поэтому пережитые в реальности сцены насилия переносятся не только на игру, но и на фантазию, которая также помогает снять возникшее напряжение. В фантазиях, как и в игре, ребенок старается компенсировать свои агрессивные импульсы, реконструируя ситуацию таким образом, чтобы она не вызывала травмирующего эффекта.
Реально пережитая сцена насилия и агрессивная фантазия, возникшая на этой почве, воспринимаются ребенком как единое целое. В связи с этим возникает опасность трансляции агрессивных фантастических образов в реальные отношения. Положение еще более усугубится, если родители ребенка негативным образом реагируют на само фантазирование. Он еще более уходит в фантазии, агрессивность возрастает, увеличивая при этом и поле реальной агрессии.
Хочется упомянуть о фантазии детей, связанной с силами Добра и Зла, воплощенными в сказочных персонажах книг, фильмов, устных рассказов. Эти фантастические образы, как и персонажи, их породившие, предельно поляризованы и выполняют компенсаторные функции сознания, не способного еще к различению оттенков и нюансов.
Притягательность фантастических образов, вызванных столкновением сказочных героев, заключается в том, что они дают возможность решения в воображении тех реальных жизненных проблем, которые тревожат ребенка (ведь он обычно идентифицирует себя с силами Добра, одерживающими в конце концов верх над силами Зла). С одной стороны, идентификация себя с положительными героями облегчает ребенку процесс адаптации с внешним миром, наполненным постоянным противоборством Света и Тьмы. Ребенок как бы заимствует часть неисчерпаемой позитивной энергии у любимых персонажей, без которой ему не справиться с внешним насилием. С другой — идентификация с положительными героями позволяет ребенку легче пережить внутренние агрессивные импульсы при столкновении Добра и Зла, увеличивая тем самым, поле позитивного Я личности.
В фантазии ребенок инстинктивно воспроизводит реальное соотношение сил Добра и Зла, которое присутствует в его жизни. Фантазируя, он пытается освободиться от «излишков» Зла, истребить которое он полностью не может, да и не хочет, ввиду потери интереса как стимулирующего познавательного фактора. Но механизм «переплавки» агрессивных чувств и помыслов в фантазии ребенка может давать сбои или вообще выйти из строя. Это происходит в тех случаях, когда наступает подавляющий перевес сил Зла в жизни ребенка, и фантазия не успевает разряжать агрессивные импульсы; более того, сама пропитывается насилием, усиливая в итоге само Зло. Здесь фантазия выступает в качестве детерминирующего фактора агрессивного поведения ребенка.
Если дети слишком увлечены агрессивными фантазиями, родители должны обратить внимание на стиль воспитания ребенка в семье. Не слишком ли много "нельзя"? Не применяются ли физические наказания?
Наказание не способствует преодолению агрессии, а вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка найти приемлемое для взрослого оправдание совершенных агрессивных действий. В результате частого применения наказаний возникает благодатная почва для формирования агрессивности, как устойчивой черты личности, что заставляет наказываемого ребенка раз за разом переживать состояния озлобленности, мстительности, враждебности к окружающим.
Не является ли общение директивно-приказным? При таком стиле отношений ребенок чувствует постоянное напряжение между восприятием родителей как хороших, "дающих добро", и плохих, "наказывающих". Это внутреннее напряжение и находит выход в виде агрессивных образов. Если ребенок часто бьет и наказывает игрушки, а на вопрос "почему" начинает объяснять, что мишка плохо себя вел, - это тревожный симптом. Не в вашей ли роли сейчас воображает себя малыш?
На телеэкране, в кинофильмах и видеоиграх много жестокости. Четко определите, что вы будете разрешать смотреть своему ребенку, а что нет. Как только вы увидите жестокие действия, транслируемые по телевидению, в кинофильмах, вечерних новостях, видеоиграх, а также в повседневной жизни, выражайте свое осуждение и обосновывайте его, чтобы способствовать смене убеждения ребенка.
Детей не следует держать в неведении относительно трагизма жизни, их надо защитить от развлечений, в которых жестокое отношение людей друг к другу предстает не трагедией, а формулой.
Будьте примером мирного разрешения проблем. Если ваш ребенок будет видеть, что для достижения цели вы используете диалог, а не силу, он охотнее будет делать то же самое.
В дозированном количестве агрессивные фантазии необходимы. Они помогают ребенку осознать категории Добра и Зла, и замечательно, если вы будете читать малышу хорошие книги, показывать достойные мультики и фильмы, разговаривать с ним об этом. Помогите ему вообразить себя добрым персонажем, поиграйте. Пусть вы "понарошку" будете злым персонажем, а ваш ребенок - добрым. И пусть он вас "победит". На психологическом уровне это решит многие противоречия детской души.
© Ассоциация " Просто Вместе".